Какие меры предпринять собственникам объектов класса С, теряющим ликвидность, и как анализ Best Use поможет увеличить доходность недвижимости класса С, - рассказал Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.
Цикличность рынка коммерческой недвижимости
Практика за последние 10 - 15 лет показывает цикличность развития рынка коммерческой недвижимости. Строительство новых объектов приостанавливается в кризисные периоды, снижение заполняемости объектов и высвобождение площадей через 1-2 года в среднем сменяется ростом спроса и поглощением.
В 2015 году девелоперы вывели на рынок новые объекты, но во время кризиса после ухода иностранных компаний с российского рынка ситуация привела к тому, что темпы заполняемости помещений арендаторами были низкие. Высокая волатильность и неопределенность вынудили инвесторов взять паузу, чтобы оценить ситуацию на рынке. В следующие 2 года новые объекты практически не строились, а спрос опережал предложение за счет IT-компаний и российских компаний, наращивающих мощности. Свободные объекты были поглощены, и у арендаторов не было возможностей для расширения.
Собственники коммерческой недвижимости класса С могли бы повысить классность своего объекта за счет реконструкции или капитального ремонта, чтобы в период роста спроса и низкой вакансии на объекты В\В+ выйти на новый уровень дохода. Такой подход требует значительно меньше инвестиций, чем новое строительство.
Повышение класса позволяет:
повысить ставку;
привлечь качественно новых арендаторов;
быстро окупить инвестиции.
Когда собственникам стоит сделать Best use и инвестировать в объект класса С
Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объектов недвижимости (best use) поможет собственникам определить перспективы объекта, рассчитать примерный объем всех возможных функций и предварительные инвестиции на их реализацию.
В сегодняшней кризисной ситуации, когда девелоперы откладывают строительство новых объектов, собственникам стоит задуматься о редевелопменте своей недвижимости с целью повышения ликвидности и увеличения дохода. А с началом нового витка увеличения спроса на объекты класса В и выше выйти с новым предложением на рынок и получить более качественного арендатора.
Но, как показывает практика, собственники объектов класса С не спешат инвестировать в свои объекты. Именно в сложной экономической ситуации арендодатели помещений класса С находят своего арендатора - многие компании сокращают расходы и готовы переехать в более дешевые помещения. Поэтому собственники не видят необходимости вкладывать значительные средства в инженерные системы, менять планировку. К аргументу против добавляется высвобождение площадей класса В\В+, боясь большой конкуренции, собственники коммерческих объектов класса С не понимают перспектив кризисного периода для увеличения ликвидности своих объектов и возможностей получения более высокого дохода.
Больше информации об услуге консалтинга вы найдете здесь
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.