Что должна учитывать финансовая модель коворкинга?
В свете роста востребованности коворкинг-пространств всё больше инвесторов задумываются о вложении накоплений в гибкий офис. Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, рассказывает, что необходимо учесть при разработке финансовой модели коворкинга, с какими рисками может столкнуться инвестор при выборе концепции, и каковы сроки окупаемости такого бизнес-проекта.
С чего начать разработку коворкинг-проекта?
Финансовой модели коворкинга предшествует ряд этапов. Прежде всего создается концепция коворкинга. Далее идёт проработка планировки или layout плана. С учетом полученных данных наступает этап проработки дизайна, на основе которого готовится проект - рабочая документация для стороны реализации проекта.
Финансовая модель коворкинга включает в себя две составляющие:
Капитальные затратные части (CAPEX);
Прогноз доходов.
Обе части напрямую зависят от концепции коворкинга. Прорабатывая концепцию, инвестор должен определить:
Сколько планируется рабочих мест и какое зонирование предполагается;
Какое количество общих зон и переговорных комнат потребуется;
Сколько мебели и техники будет необходимо в коворкинге.
Каждый из этих факторов учитывается в статье капитальных расходов. Закупка оборудования, мебели и техники, а также отделка и ремонт будущего коворкинга в совокупности формируют прогноз доходов.
Виды концепций и риски
Необходимо учесть, что важным решением на этапе разработки концепции станет выбор формата пространства.
В случае, когда собственник ориентируется на привлечение корпоративных клиентов, коворкинг должен быть выполнен в стилистике гибкого офиса. Такая модель подразумевает сдачу офис-комнат на 5-10 рабочих мест. Актуальной становится также аренда целого коворкинга, что сделает модель гибкого офиса устойчивой с точки зрения рисков и возврата инвестиций.
Если же собственник выполнил коворкинг в классическом понимании, то такая модель будет более рисковой в контексте возврата инвестиций. Классический формат подразумевает наличие множества зон для персональной рассадки частных лиц, например, фрилансеров. Аренда места в коворкинге может оплачиваться как помесячно, так и в рамках более коротких сроков.
Выбор концепции не оказывает сильного влияния на фактор капитальных расходов, но стоимость проекта увеличивается. Так разница между гибким офисом и классическим коворкингом заключается в необходимом количестве перегородок. Как правило, при организации рабочего пространства предпочтение отдается прозрачным перегородкам.
Необходимость зонирования гибкого офиса на ряд ограниченных пространств делает проект дороже коворкинга. Однако финансовая модель такого проекта становится понятнее с точки зрения возврата инвестиций. Собственник заключает договор с корпоративными клиентами на комфортный срок, что обеспечивает ему сведение рисков к минимуму и окупаемость в прогнозируемые сроки. Исходя из гибкости самого собственника, аренда может быть как краткосрочной, так и среднесрочной.
Когда принимается решение сэкономить на перегородках и сделать классический коворкинг, собственник вынужден управлять заполняемостью объекта. Заполняемость и окупаемость этих рабочих мест являются крайне сложным показателем.
Сроки реализации и окупаемости
Проектирование и создание концепции коворкинга занимает порядка полугода. Следующие шесть месяцев уходят на реализацию строительных работ. Чтобы запустить хороший коворкинг-проект, необходимо от 9 месяцев до одного года. Исходя из данных по петербургскому рынку, окупаемость коворкинга варьируется от 3 до 5 лет.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.